398001, г. Липецк, ул.Советская, 66 ТЕЛЕФОН 8 (800) 450-48-48 доб.2 | контактная информация | интернет приемная ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Областное бюджетное учреждение «Центр социальной защиты населения Липецкой области»

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
8 (800) 450-48-48 доб.2
21 июня 2021
Рекомендации родителям - профилактика суицида

Суицид – это крик души, который вовремя не был услышан окружающими и родителями.

ФАКТОРЫ РИСКА СУИЦИДА И ПАРАСУИЦИДА

К ситуациям риска провоцирующим подростков на совершение суицида относятся:

— ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые, угрожающие их образу «я» и унижающие чувство собственного достоинства;

— конфликтные отношения в семье;

— смерть любимого (другого значимого человека);

— разрыв отношений и межличностные конфликты;

— запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;

— серьезные трудности в учебе и высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);

— нежелательная беременность, аборт и его последствия;

— ВИЧ-инфекция или заражение другой болезнью, передающейся половым путем;

— серьезная физическая болезнь.

Семейными факторами, влияющими на суицидальность детей и подростков являются:

— психические отклонения у родителей;

— история самоубийства и суицидальные попытки в семье;

— насилие в семье (включая психическое, физическое и сексуальное);

— недостаток внимания и заботы либо излишняя родительская авторитарность, отсутствие гибкости (ригидность) в вопросах воспитания;

— конфликтные отношения между членами семьи и неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;

— развод родителей.

Психические расстройства:

— депрессия,

— девиантное поведение,

— психоз,

— расстройство адаптации.

Родители, помните: всё в ваших руках.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РЕБЕНКА, ОКАЗАВШЕГОСЯ В КРИЗИСНОМ СОСТОЯНИИ

Поддерживать ребенка – значит, верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Поддержка (в школе, семье) – это процесс:

  • в ходе которого, взрослый должен сосредоточиться на достоинствах ребенка с  целью укрепления его самооценки;
  • который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
  • который помогает ребенку избежать ошибок;
  • который поддерживает ребенка при неудачах.
  1. Чтобы поддержать ребенка взрослым, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним.
  2. Забыть о прошлых неудачах.
  3. Позволить ребенку начать с «нуля», вселяя ему уверенность, что он справится с возникшей проблемой, что взрослый верит в него, в его способность достичь успеха.
  4. Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
  5. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
  6. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
  7. Уметь и хотеть демонстрировать принятие индивидуальности ребенка, симпатии (а родители – любви) к нему.
  8. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие с которыми он может справиться.
  9. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
  10. Проводить больше времени с ребенком.
  11. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
  12. Уметь взаимодействовать с ребенком.
  13. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
  14. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
  15. Проявлять эмпатию (сопереживание) и веру в ребенка.

Что необходимо делать?

  1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, все не так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. А не осуждение и порицание. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным жалобам и обидам такого ребенка. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в тоже время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. Одно из важных отличий суицидоопасного состояния – ощущение себя «вне» общества, поскольку тема самоубийства табуирована (табу – запрет). Поэтому важно задавать вопросы о самоубийстве, не избегать этой темы.
  6. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказывать свои проблемы.
  7. Выработайте совместные решения о дальнейших действиях. Постарайтесь вместе искать альтернативные варианты решения.

Будьте поддержкой своему ребёнку во всём!

РЕКОМЕНДУЕМ Онлайн-помощь

твоятерритория.онлайн – чат для подростков и молодёжи;

telefon-doveria.ru  – чат с психологом;

nosuicid.ru – сайт о преодолении суицида;

bpdresourcecenter.ru – ресурсный центр онлайн поддержки людей с пограничным расстройствам личности (онлайнгруппы поддержки).

РЕКОМЕНДУЕМ для совместного чтения.

Брошюра «Что такое суицидальные мысли»